Стратегический маркетинг — это
Анализ рынка (внешней среды, внешний анализ, маркетинговый анализ) позволяет разработать подходы и рекомендации для увеличения выручки компании и занимаемой доли на рынке. Результаты маркетингового анализа позволяют получить ответы на следующие вопросы:
- Что заставляет потребителей тратить деньги именно на Ваш продукт, а не на продукт конкурентов?
- Как заставить потребителей чаще покупать Ваш продукт?
- Чем Ваш продукт выгодно отличается от продукции конкурентов?
- Каковы слабые стороны конкурентов и как их использовать для завоевания рынка?
- Есть ли свободные ниши на рынке и чего не хватает потребителям?
- Есть ли необходимость в пересмотре ценовой политики?
- Как изменится ситуация на рынке в ближайшие 3, 5, 10 лет?
Анализ внутренней среды (внутренний анализ, анализ бизнеса, бизнес-диагностика) необходим для определения стратегических компетенций (знаний, навыков, технологий), которые позволили бы компании успешно существовать и развиваться. Это поможет осознанно модифицировать имеющиеся компетенции и технологии под стратегические задачи компании. Анализ внутренней среды компании позволяет найти ответы на такие вопросы, как:
- Какие ценности есть у компании и каковы ее ключевые факторы успеха?
- Есть ли узкие места, которые мешают продавать больше или снижают рентабельность?
- Есть ли возможности для оптимизации работы и снижения себестоимости продукта?
- Каков потенциал роста и развития компании на рынке?
- Какие явные и скрытые ресурсы есть у компании?
- Анализ принципов организации, ресурсного потенциала и возможностей системы сбыта продукции:
- Анализ основных каналов продаж продукции;
- Анализ текущей системы дистрибуции: анализ принципов организации логистики, анализ логистической цепочки и системы управления логистическими потоками;
- Обзор основных трудностей, связанных с реализацией и сбытом продукции.
- Анализ стратегических резервов, ключевых компетенций и потенциала компании:
- Формирование диаграммы Ишикавы и анализ узких мест компании;
- Анализ стратегических резервов компании;
- Оценка ресурсов и потенциала компании;
- Анализ сильных и слабых сторон компании по результатам внутреннего анализа;
- Анализ возможностей по созданию уникального предложения и уникальных конкурентных преимуществ.
Целеполагание подразумевает анализ возможных путей стратегического развития компании на рынке и выбор стратегических приоритетов, в том числе:
- Анализ стратегических целей прямых конкурентов;
- Анализ стратегических альтернатив компании;
- Формирование возможных стратегических приоритетов;
- Выбор наиболее актуальной альтернативы целеполагания и постановку стратегических целей;
- Постановку количественных и качественных показателей эффективности достижения целей;
- Описание подходов к достижению поставленных целей.
- Оценка степени насыщенности рынка и определение количественных аспектов неудовлетворенного спроса;
- Выявление свободных рыночных ниш и определение потенциально перспективных сегментов рынка;
- Характеристика и сегментация потенциальных покупателей (клиентов): география, социально-демографический портрет, социально-психологический портрет, покупательная способность, мотивы, потребности, стиль жизни и пр.
- Анализ возможностей позиционирования на рынке по выбранным целям;
- Описание уникальных конкурентных преимуществ бренда (уникальное торговое предложение), формирование идентичности бренда, отличия от конкурентов;
- (в случае, если бренд уже работает на рынке) Анализ текущей системы позиционирования бренда и выявление потребности в корректировке системы позиционирования;
- Выявление оптимальной стратегии позиционирования бренда;
- Описание уровней позиционирования:
• социально-демографический;
• рациональный;
• функциональный;
• эмоциональный;
• ценностный.