Анализ цен конкурентов в первую очередь направлен на определение конкурентоспособности собственных цен. Однако результаты данного анализа также позволяют получить косвенные данные о закупочных ценах конкурентов, то есть помогают принять решение о необходимости пересмотра пула поставщиков, а также дают более детальную информацию о программах лояльности конкурентов, их акциях и дополнительных бонусах для покупателей.
В случаях, когда конкурент не размещает данные о ценах в открытом доступе, самый эффективный способ получения достоверной информации о ценах конкурентов — использование элементов методики «Тайный покупатель». Разрабатывается легенда и сценарий обращения к конкурентам, далее осуществляется запрос информации профессиональным интервьюером от лица потенциального клиента (покупателя). Можно получить данные не только о ценах, но и о сервисной политике, дополнительных бонусах, программах лояльности и т.д.
Есть также метод, который называется «Ритейл-аудит»: это мониторинг цен в рознице посредством специально обученных полевых сотрудников. «Аудиторы» собирают информацию о ценах в соответствии с заданным планом, затем фиксируют ее посредством специального программного обеспечения, которое также решает задачу систематизации собранных данных.
При осуществлении конкурентного анализа наши специалисты рекомендуют меньше концентрироваться на малоинформативных деталях и больше внимания уделять стратегическим составляющим анализа:
— выявлять уникальные конкурентные преимущества тех или иных игроков на рынке;
— анализировать УТП (уникальное торговое предложение) конкурентов;
— определять наилучшие (самые успешные) практики;
— анализировать восприятие конкурентов с точки зрения потребителей (для этого проводится исследование потребителей с акцентом на восприятие конкурентов).