Алиса Высоцкая, Руководитель проектов КОНКОЛ:

«Вряд ли люди будут массово переходить на неполезные продукты наподобие растворимых соков; скорее, они будут искать сопоставимые альтернативы других производителей, а также выбирать другие места покупки товаров.

В общем случае при снижении доходов люди в первую очередь отказываются от товаров и услуг, которые не являются жизненно необходимыми. Дорогие развлечения, такие как походы в кино или театры, заменяют домашним кинопросмотром, а путешествия за границу – поездками по России, в первую очередь речь идет о Южных регионах РФ. Однако в этом году в связи с экологической катастрофой в Краснодарском крае должно пройти перераспределение туристического потока.

Часто сокращаются расходы на покупку одежды и обуви. Однако в данном случае следует различать базовую одежду и обувь и одежду особых категорий. Анализ статистики расходов домашних хозяйств в России показывает, что при уменьшении доходов люди отказываются от одежды высокой ценовой категории (нарядная одежда, одежда для активного отдыха и пр.), но не от покупки базовой одежды.

При падении доходов населения деликатесы и дорогие продовольственные товары (такие, как морепродукты, рыба, сыры премиум-класса), как правило, выбывают из продуктовой корзины. Из позитивных явлений: могут уменьшиться траты на вредные привычки, например, алкоголь и сигареты.

Возможно, многие станут меньше использовать личный транспорт или перейдут на покупку 92-го бензина вместо 95-го.»

Мария Сарбаш, младший консультант КОНКОЛ:

«Если говорить о продуктах питания, то люди в первую очередь будут отказываться от дорогого сыра в пользу дешевого (или вовсе отказываться от сыра), заменять масло на маргарин и, в целом, выбирать более дешевые аналоги привычных продуктов.

Однако, я убеждена (и это видно по статистике), что многие покупатели (особенно молодые) в последнюю очередь откажутся от таких «статусных» трат, как модные телефоны или поход в салон красоты. Т.е. перейдут на доширак, при этом продолжат пользоваться айфоном, продолжат наращивать ресницы, только, возможно, у более бюджетных мастеров.»

Лилия Тузова, младший консультант КОНКОЛ:

«Вероятнее всего ввиду недостатка денег люди отложат ремонт, покупку новой бытовой техники и мебели, не будут торопиться обновлять предметы домашнего обихода. Многие откажутся от заказа и покупки готовой еды в пользу домашнего приготовления пищи. Также со столов, скорее всего, пропадет икра, красная рыба и дорогая мясная нарезка.

Выращивание овощей, ягод и фруктов на даче снова войдет в моду. Согласно данным ВЦИОМ, уже в 2024 году 70% россиян заявили о намерении выращивать овощи и фрукты для личного потребления, что практически соответствует показателю 2005 года (72%).

Люди будут больше ездить на общественном транспорте, а в качестве места отдыха будут чаще выбирать локации в России.

Вероятно, многие перестанут покупать абонементы в спортзал и перестанут посещать дорогостоящие занятия, однако от детских кружков люди откажутся в последнюю очередь.»

Поделитесь нашей публикацией в социальных сетях: