Оправившись от первого шока, рынок запчастей и расходных материалов понемногу начал приспосабливаться к новым реалиям. Худо-бедно заработали новые логистические цепочки параллельного импорта, активную деятельность развернули частные лица, доставляя запчасти из стран-соседей, в основном из Беларуси и Казахстана. Правда, зачастую в этом процессе используются серые схемы. Тем не менее, восполнить прежние объемы и насытить рынок до сих пор не выходит. Постоянно прыгающий курс рубля и увеличенные сроки поставок дополнительно привносят свой негативный вклад.
Именно длительные сроки поставки вынуждают сегодня владельцев автомобилей ушедших марок отдавать предпочтение неоригинальным заменителям при обслуживании своего автомобиля. И если с «расходниками», такими как фильтры, тормозные колодки, прокладки и пр., особых трудностей пока не возникает — на рынке присутствует достаточное количество предложений разного ценового диапазона, то с электронными блоками, кузовными деталями, элементами двигателя и трансмиссии наблюдаются существенные трудности. Если данные детали и доступны к заказу, то их стоимость и сроки поставки могут превосходить все разумные пределы. В сложившейся ситуации владельцы и сервисмены все чаще обращают своё внимание на рынок б/у запчастей с «разборок». То есть сложившаяся ситуация спровоцировала новый виток в развитии этого вида бизнеса в России.
В незавидном положении оказались авторизованные сервисы по обслуживанию автомобилей ушедших марок. С одной стороны, они сохраняют свои обязанности по обслуживанию и гарантийному ремонту автомобилей; с другой стороны, отсутствие официальных поставок запчастей, прекращение доступа к серверам и базам данных производителей для проведения диагностики, обслуживания и обновления программного обеспечения автомобилей практически полностью парализует их работу. Особенно тяжело приходиться сервисам по обслуживанию ушедших высокотехнологичных немецких флагманов. В связи с чем обслуживание немецких автомобилей с российской пропиской в Беларуси уже не выглядит чем-то необычным.
В целом доступность запасных частей на рынке заметно снизилась. Помимо прекращения поставок оригинальных деталей, серьёзно сузился ассортимент качественных аналогов европейского производства, которые зачастую поставляются под брендом самих автопроизводителей. Параллельный импорт пока не может полностью насытить рынок, провоцируя дефицит качественных запчастей и подстегивая рост и без того высоких цен на них. Пустующее место поторопились заполнить многочисленные китайские производители и упаковщики, но при сопоставимых ценах качество такой продукции оставляет желать лучшего. Явно прослеживается тенденция снижения общего качества и надежности запчастей и многократный рост цен на них за последний год. На этом фоне активно развивается бизнес по продаже контрактных запчастей, ввезённых из Японии и ОАЭ.
С другой стороны, компания Тойота недавно заявила о возобновлении поставок запчастей для своих автомобилей в Россию.